Пауль Дойссен (Deussen)
B.K. Шохин
Пауль Дойссен (Deussen) (1845–1919) — нем. философ и историк
философии. Учился в Боннском ун-те на теологическом и филологическом
факультетах; в 1869 получил докторскую степень за диссертацию о «Софисте»
Платона; с 1872 начинает систематическое изучение инд. философии; в 1881 — 1889
преподает в Берлине (с 1887 в должности экстраординарного проф.); с 1889 —
полный проф. в Киле.
Испытал сильнейшее влияние Ф. Ницше (с которым учился
уже в Боннском ун-те), выразившееся в его обращении к философии А. Шопенгауэра
и к научной индологии. В 1911 Д. опубликовал четырнадцатитомное критическое
издание сочинений Шопенгауэра (до сих пор наиболее авторитетное), в 1912 основал
Шопенгауэровское общество и стал издавать его периодический журнал.
По Д., Шопенгауэру принадлежали три основные заслуги:
освобождение кантовской философии от неправильного понимания, создание цельной
системы метафизики и основывающейся на ней этики, «научное» обновление
христианства. Цель индивида — преодоление «воли к жизни», или эгоизма
естественного существования, посредством «самоотрицания» как реализации
«незаинтересованной праведности» и надиндивидуального существования; в соответствии
с этим имперсонализмом Божество понимается Д. нетеистически.
Д. стоит у истоков филос. компаративистики: задача
историка философии — реконструкция метаисторических и трансрегиональных
мировоззренческих архетипов. В истории мысли истина раскрывается в архетипе «вечной
философии», основное ядро которой — учение об иллюзорности феноменального мира
— было намечено в Упанишадах, разрабатывалось у элеатов и Платона, получило
научную формулировку в «Критике чистого разума» И. Канта и окончательную у Шопенгауэра.
Эта создаваемая Д. из компаративистских материалов
философия наделена различением конвенциональной и конечной истины, особым
пониманием «освобождения» и претензиями на статус всеобщей метарелигии (каждый
верующий потому является «бессознательным кантианцем»).
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии»
(1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен
всерьез в общефилософский контекст (ей были выделены три тома из шести,
остальные посвящены европейской — от греков до Шопенгауэра). Д. принадлежат до сих
пор не превзойденные нем. переводы Упанишад, мировоззренческих текстов
«Махабхараты» и «Брахмасутрабхашьи» Шанкары. Однако его интерпретация индийской
философии через Канта, который у него очевидным образом «ведантизируется», создает
герменевтический круг.
Список литературы
Allgemeine
Geschichte der Philosophie. Bd I. Abt. 1—3. Bd II. Abt. 1—3. Leipzig, 1894—1917
Die Elemente der
Metaphysik. Aachen, 1877; Das System des Vedanta. Leipzig, 1883
Die Sutras der
Vedanta oder die SarTrakamTmamsa des BSdarayana. Leipzig, 1887
Sechzig Upanishads
des Veda. Leipzig, 1897
Vier
philosophischen Texte des Mah3bh3ratam. Leipzig,
1906.
|