Тех, кто считается "отцами новейшего искусства”, так же трудно,
как и импрессионистов, относить к единой школе, равно как говорить об
общности истоков их творчества. Разница между Ван Гогом, Гогеном и
Сезанном еще очевиднее в их акварелях, чем в картинах маслом.
Первые значительные гуаши Гогена возникли во время третьего
пребывания художника в Бретани, в окрестностях Понт-Авена. Гогену
хотелось пожить подальше от туристов: он обосновался в уединенной
деревушке Пульдю на берегу моря и со 2 октября 1889 года по 7 ноября
1890 года жил на полном пансионе в гостинице Мари Анри (по прозвищу Мари
Пупе, то есть Мари Кукла) вместе со своими друзьями Филижером, Серюзье,
Шарлем Лавалем и –главное - Мейером де Хааном.
Якоб Мейер де Хаан родился в 1852 году в Амстердаме в богатой
еврейской семье. За ежемесячную пенсию в 300 франков, дававшую ему
возможность целиком посвятить себя живописи, Мейер де Хаан уступил
братьям бисквитную фабрику, которой ранее управлял. Находясь в Лондоне,
он познакомился с Камилем Писсарро; последний посоветовал ему
отправиться в Бретань и поработать там с Гогеном. Вот почему голландский
художник оказался в Пульдю и постепенно превратился в ученика,
наперсника, а также мецената основоположника "синтетизма”.
Живя в Пульдю, Гоген и Мейер де Хаан расписали дом Мари Анри. В
ноябре 1889 года Гоген сделал, в частности, два портрета,
предназначавшиеся для верхних створок буфета в столовой. В одном (сейчас
в Национальной галерее Вашингтона - фонд Честера Дейля) он написал
карикатурный автопортрет, в другом (принадлежащем Дэвиду Рокфеллеру в
Нью-Йорке) представил Мейера де Хаана.
Прежде чем сделать это последнее полотно, Гоген определил его
композицию в акварели, подцвеченной гуашью, красные, синие, оранжевые и
желтые тона которой положены широкими четкими пятнами и сильно
оконтурены. Завороженный странным лицом, рыжей бородой и деформированным
туловищем друга, Гоген, не колеблясь, подчеркнул все это точными и
выразительными линиями. Опершийся о деревенский стол, Мейер де Хаан с
широко раскрытыми, остановившимися глазами производит впечатление
человека, целиком предавшегося тоске метафизических размышлений. Лежащие
перед ним подле лампы книги с четко различимыми названиями—"Потерянный
рай” Мильтона и "Sartor Resartus” ("Заштопанный портной”— латин.)
Карлейля — придают сцене волнующий смысл, так как символизируют вечное
противоборство добра и зла.
Портрет Мейера де Хаана около 1889
Акварель и гуашь, 16,5 Х 11,5 см
Работа не подписана
Происхождение: Париж, коллекция Амбруаза Воллара;
Нью-Йорк, коллекция Д. Гарди.
За зиму, проведенную в Пульдю вместе с Серюзье и Мейером де
Хааном, Гоген не только расписал портретами огромный буфет, прославивший
столовую Мари Анри, но также закончил большую, наклеенную на дерево
композицию, предназначенную для украшения панно над входной дверью в
гостиницу. По странной ассоциации Гоген вдохновлялся здесь шедевром из
собрания Брюйа: "Здравствуйте, господин Курбе!”, которым восхищался в
музее Фабр в Монпелье во время поездки туда в декабре 1888 года вместе с
Ван Гогом. Но если Курбе не без самодовольства представил себя главою
реалистической школы, принимающим изъявления знаков почтения от своего
мецената, как если бы тот вручал ему ключи от какого-то города, то Гоген
написал себя в простой одежде бретонского пастуха. "В мешковатом пальто
с пелериной, в моряцком берете,—как пишет Шарль Морис,—появляется [он]
на краю равнины, около ограды, вдоль которой идет женщина, крестьянка...
Она кажется обеспокоенной плохой погодой и немного—видом прохожего,
нимало ею не интересующегося. И, полу обернувшись к нему, как бы
колеблясь - приблизиться или бежать прочь, она приветствует его милым
жестом, который находится в полном несоответствии с тяжелым и суровым
взглядом мужчины”. Известны два почти идентичных варианта картины
"Здравствуйте, господин Гоген!”: первый принадлежит графу Н. Подгурски в
Сан-Антонио (Техас), второй хранится в Музее современного искусства в
Праге.
По своему обыкновению Гоген предварил обе эти композиции большим
количеством набросков отдельных деталей. Акварель, которую мы
воспроизводим, написана на шелке, как японский веер, и соответствует
правой части картины из Праги. Четкие контуры, широкие цветовые
плоскости, выдержанные в приглушенных, лишенных теней и почти не
моделированных оттенках, отчетливо передают как иератичную позу молодой
крестьянки в сабо, так и строгую красоту окружающего ее пейзажа. "Я
люблю Бретань,—сказал как-то Гоген своему другу Шуффенекеру.—Я нахожу
там дикость и первобытность. Когда мои сабо стучат по ее граниту, я
слышу тот глухой, плотный, мощный звук, который сам ищу в живописи”.
Стоящая женщина —этюд к картине "Здравствуйте, господин Гоген!” 1889 г.
Акварель на шелку, 17,5 Х 10,4 см Подписана; внизу справа: Р. Gauguin
Происхождение: Париж, коллекция Амбруаза Воллара;
Париж, коллекция Жана Матей.
Однако наиболее значительные акварели Гоген написал не в Бретани
(Понт-Авене или Пульдю), но в период двух путешествий на Таити, а затем
на острове Доминик (один из Маркизских островов). Многие из них являются
подготовительными этюдами к большим картинам. В самом деле, прежде чем
приступить к композиции маслом, художник обычно искал ее общее решение в
быстрых эскизах, которые сразу определяли лицо модели или медлительный
ритм женщин, идущих гуськом под пальмами. Описанию первобытной
бесстрастности этих туземок Гоген посвятил несколько незабываемых
страниц, обращенных к критику Андре Фонтена: "Это животные фигуры,
обладающие какой-то скульптурной оцепенелостью,—мне трудно определить то
древнее, величественное, ритуальное, что есть в ритме их жестов, в их
странной неподвижности. В глазах, полных грез,—волнующий отзвук
непостижимой загадки”.
Около 1892 года, в период первого путешествия на Таити, Гоген
пытался в некоторых произведениях сблизить христианское мышление с
океанийской мечтательностью. Так в акварели из музея Гренобля он
представил Еву в земном раю перед грехопадением в облике прекрасной
вахины, своей юной возлюбленной Техуры, чья "рука робко тянется, чтобы
сорвать цветок зла, в то время как химера у ее виска бьет красными
крыльями” (Деларош).
В этом вычурном произведении Гоген подкрасил линейный рисунок
маленькими одинаковыми мазками, положенными один рядом с другим, которые
напоминают пуантилизм Синьяка и придают фигуре и окружающему ее пейзажу
известную рельефность. Навеянная яванским барельефом из храма Боробудур
(у Гогена была его фотография), поза юной таитянки вновь появляется и в
рисунке углем 1892 года (Rewald. Gauguin Drawings, 1958, N 56) и в
картине "Ноа-Ноа Фенуа” ("Земля благоуханная”) из музея Охара в Японии.
Это все та же женщина с широкими бедрами, с лицом, повернутым в профиль,
и фронтально расположенным телом, с левой рукой на груди и правой,
красивым изгибом отведенной в сторону. "Не обладая истинной красотой,
эта таитянская Ева производит на нас какое-то невыразимо волнующее и
таинственное впечатление”,—писал Гоген.
Таитянская Ева—этюд к картине "Ноа-Ноа Фенуа” 1892
Лавис китайской тушью, акварель и гуашь, 40 Х 32 см Работа не подписана
Происхождение: Париж, коллекция Даниэля де Мон-фрейда; Париж,
коллекция Марселя Семба; в 1923 году завещана Агютт-Семба музею в
Гренобле. Выставки: Les Chefs-d' CEuvre du Musee de Grenoble.
Petit-Palais. Paris, 1935, N 314.